Вопросы Андрею Левицкому:
-- Приветствую, Андрей! Перейдем сразу к делу ) Как получилось, что ты начал писать книги для проекта «S.T.A.L.K.E.R.»?
А.Левицкий:
- Мне прислал письмо Василий Мельник, редактор «ЭКСМО» (теперь уже не
секрет, что он же — Василий Орехов), и предложил написать роман для
этой серии. Не уверен, что взялся бы за это, если бы не имел к теме
совсем никакого отношения, но к тому времени я совместно с некоторыми
работниками GSC
занялся сценарием аддона «Чистое небо». То есть я не писал сценарий
непосредственно, не прописывал диалоги или конкретные нюансы квестов,
но разрабатывал общую концепцию. Работа к тому времени шла уже
несколько месяцев, я целиком погрузился в игру, у меня в голове
постоянно сами собой возникали новые локации для нее, персонажи,
события... В общем, уже само собой началось то, что обычно происходит
перед тем, как приступаешь к новому роману. Поэтому я и согласился – к
тому моменту мне уже самому хотелось взяться за это, работа над книгой
стала естественным продолжением работы над сценарием.
-- Что из придуманного тобой не вошло в «S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky»? Вообще – много ли осталось от начального сценария и как шла работа над ним?
А.Левицкий:
- Мне сейчас трудно конкретно вспомнить, что именно не вошло, настолько
о многом это можно сказать :) По сути — почти ничего не вошло, лишь
какие-то самые общие моменты. Лагерь Чистого Неба на болотах остался
примерно в таком виде, как мы его придумали, завязка более-менее та же
(хотя вступительный ролик я предлагал с другим сюжетом). Или, к
примеру, такой момент: для аддона был придуман «квестовый» персонаж
Картограф, напоминающий Болотного Доктора – то есть полумистическая
личность с нечеловеческими способностями, наблюдающий за Зоной и
делающий карты особо таинственных и опасных мест. По идее, он обитал в
старенькой церкви, которую переоборудовал под себя. На ней висела
спутниковая антенна, внутри были всякие старые мониторы, бобинные
магнитофоны, провода, все это крутилось, мигало, трещало... В общем,
такая техномистика. Мы прописали роль Картографа в аддоне, какие квесты
он дает, какими знаниями и способностями обладает. По-моему, его даже
нарисовали и отмоделили, хотя могу и ошибаться. Так или иначе, позже из
аддона он исчез, его квестовую функцию частично взял на себя Лесник, а
церквушку, оставшуюся без антенн и прочего, вы могли видеть на болоте,
где начинается сюжет аддона. Позже я ввел ее в «Сагу смерти». Ну а как
проходила работа... Ну, я пару раз в неделю приезжал в GSC,
мы с Русланом Диденко и Антоном Большаковым брали кофе, садились
где-нибудь к конференц-зале и долго спорили. Иногда присутствовал еще
кто-нибудь. Обычная работа, в общем.
--
Ты выиграл в конкурсе синопсисов для кино по мотивам игры. Какое
развитие событий возымела эта сторона твоего творчества? Начаты ли
работы над фильмом?
А.Левицкий:
- До фильма еще как до луны. По сценарию — да, начали работать, но тут
мне пока нечего рассказывать. Все еще слишком зыбко, неопределенно.
Одно могу сказать: если фильм будет, то – не экранизация какого-нибудь
романа серии, моего или другого автора, я сразу предложил, чтобы там
был новый сюжет. Хотя в фильме, вероятно, будут присутствовать
некоторые персонажи из книг. А что касается конкурса синопсисов, то я
участвовал с соавтором, профессиональным сценаристом, вероятно, это и
помогло победить. И я специально взял псевдоним и открыл новый почтовый
ящик, чтобы жюри не знало, кто автор синопсиса. Тем приятнее было
получать приз.
--
Сколько псевдонимов у тебя, как писателя? Зачем так много вымышленных
имен – ты стесняешься какой-то из сторон своей литературной
деятельности? ))
А.Левицкий: - В общей сложности - с пол-десятка, кажется. Я не стесняюсь, конечно, просто так интереснее.
-- Как ты относишься к тому, что некоторые читатели обвиняют твои книги в излишней фантастичности, оторванности от реальности?
А.Левицкий:
- Меня это радует. Значит, сочинил что-то интересное. Современная
русскоязычная фантастика, на самом деле, «фантастика без фантастики».
На этом вопросе можно остановиться подробнее. Очень упрощенно говоря,
фантастика состоит из элементов и связей между ними. Элементы — это
какие-то образы, идеи, персонажи, а связи — это события, приключения.
Так вот большинство современных фантастов придумывают связи – но не
элементы. Допустим, такой «фантаст» пишет фэнтези. Он берет стандартный
джентельменский набор: эльфов с ушами, гномов с топорами, магов, замки,
воинов, если кто-то хочет соригинальничать – каких-нибудь воинственных
амазонок. Из этого всего получается стандартно-фэентезийный мир, и
дальше автор просто выдумывает разные приключения внутри этого мира. И
всё. То есть автор не привносит в жанр ничего нового, никак не
развивает его, вообще ничего от себя не добавляет. Придумать очередной
набор приключений — для этого много ума не надо. Вообще никакого не
надо. То же самое касается, допустим, космической фантастики, только
там другой стандартный набор. В киберпанке (вернее — в том, что сейчас
называют киберпанком) свой: могущественная корпорация, искусственный
интеллект, таинственная организация хакеров-бунтарей, молодой
хакер-маргинал... Вот из этого в основном и состоит современная
фантастика — куча старья, протухшей каши, которую каждый автор
замешивает по-своему в меру своих способностей. И читатели привыкли
питаться этой тухлятиной. Они думают, что такой фантастика и должна
быть. Когда им попадается что-то, где присутствует именно _фантастика_,
то есть какие-то новые элементы, а не только бесконечная перетасовка
связей между ними, у многих закипают мозги и они, вместо того чтобы
попытаться осознать нечто, выходящее за рамки их воображения, начинают
вопить: «Бред!».
--
Серия не так давно сменила издателя. Многие авторы остались, в итоге,
не у дел. Как ты умудрился так легко и быстро «подружиться» с «АСТ»?
А.Левицкий: - Я давно сотрудничал с ЭКСМО, но и с GSC
тоже. И этот переход был для меня... ну, болезненным. Я получился как
бы между двух огней. К сожалению, не слишком приятная ситуация, которую
я не хочу комментировать. Все это вопрос внутренней кухни,
взаимоотношений между издателями и держателями лицензии, не буду ее
касаться.
--
Обложка следующей книги из серии «Сага смерти» будет оформлена в том же
стиле, что и первая? Как ты вообще относишься к вопросу оформления
своих книг?
А.Левицкий:
- Как сказал один фантаст (кажется, Леонид Каганов): писатель отвечает
за текст, а не за контекст. Мне, конечно, нравится, когда обложка
оформлена красиво и «в тему», но, в конечном счете, этим занимается
издатель. В этом смысле книгу можно сравнить с леденцом. Автор делает
леденец, а обертку для него — издательство, оно же леденец и продает.
Это их дело, не мое. Что касается следующей после «Мглы» книги, то ее будет оформлять Иван Хивренко (художник, ранее делавший иллюстрации к серии в «ЭКСМО» - прим.), так что она будет в другом стиле.
-- Как ты прокомментируешь высказывания о том, что Левицкий «штампует» романы один за другим?
А.Левицкий:
- Могу порекомендовать тем, кто так говорит, попросить нанять им
преподавателя по математике. «Выбор оружия» был написан летом 2007го.
Сейчас начинается лето 2009, то есть прошло два года. Что я написал за
это время? Три самостоятельных романа и три в соавторстве (хотя
последний еще не доредактирован). Те что в соавторстве — считаем
примерно за половину, так как там работа двух людей. Складываем три и
полтора... итого написано 4,5 романа. Теперь делим это на два, что
получаем? Два с «хвостиком» романа в год. Это много? В принципе, да, но
некоторые и по 4 роман в год пишут, а то и по 5. Конечно, за эти два
года у меня вышли еще две книги (обе в соавторстве) не в серии «S.T.A.L.K.E.R.».
Но обе были написаны ГОРАЗДО раньше (например, одна из них, прежде чем
быть опубликованной, пролежала в издательстве около девяти месяцев,
другая — и того дольше). Так что – учимся складывать и делить.
На самом деле, все
такие разговоры связаны просто вот с чем: среди читателей серии есть
те, кому мои книги нравятся, а есть те, кому не нравятся. Среди тех,
кому они не нравятся, есть нормальные люди, а есть и особо продвинутые,
которые не способны отделить отношение к книге от отношения
к автору этой книги. Если роман не понравился — они ни за что не
признают, что это просто дело вкуса. Им обязательно надо попытаться
доказать, что роман объективно плох, плюс к этому еще и желательно
убедить окружающих (и прежде всего убедить самих себя), что и автор
этого романа плохой человек. Халтурщик, «штампует» книги одну за
другой, или еще что-нибудь этакое. Лично я, когда начинаю читать
какую-то книгу, и она мне не нравится, просто откладываю ее в сторону и
забываю о ней, а не пытаюсь убедить всех, что ее автор - маньяк,
который по ночам охотится на прохожих.
-- Какой твой роман в серии «сталкер» выйдет в дальнейшем?
А.Левицкий:
- Сейчас со Львом Жаковым мы заканчиваем редактуру романа под рабочим
названием «Змееныш» («Мутант») - про человека, родившегося в Зоне.
Условно роман можно назвать приквелом к «Саге смерти» (вообще же,
действие происходит до событий романа «Сердце Зоны»). Мне пока трудно
судить об этом романе более-менее объективно, но он получился явно
легче, чем «Охотники на мутантов»,
и менее боевиковым. Хотя экшн-сцены там, конечно, тоже есть, но акцент
не на них. В романе очень много персонажей, я не считал, но их,
наверное, с полсотни — сталкеры, наемники, бандиты, военные.
-- Когда он будет опубликован?
А.Левицкий: - Предположительно, в августе.
-- Какие еще планы?
А.Левицкий: - Во-первых, мы с Александром Шакиловым пишем роман-постапокалипсис под
рабочим названием «Технотьма» (первую часть «Кланы Пустоши» можно
прочесть в сети). Во-вторых, есть идея совместной книги с одним из
авторов серии (не Львом Жаковым или Алексеем Боблом). До сих пор в
серии выходили либо романы, либо сборники рассказов непрофессиональных
авторов. Мы хотим написать так называемый «роман в рассказах».
Представьте себе ситуацию: главный герой, сталкер, не супермен, не
крутой боец, но умный, проницательный человек. Где-то неподалеку
происходит убийство, и ему удается быстро отыскать убийцу исключительно
благодаря наблюдательности и хитрости. Сведения об этом расходятся по
Зоне, где заинтересованные люди вообще всегда быстро узнают все, что им
необходимо знать. И вот — к этому сталкеру начинают обращаться с
предложениями распутать какое-нибудь очередное преступление. То у
богатого скупщика ограбят склад, то у командира базы Долга похитили
ребенка, которого он привез в Зону, то происходит какой-то мистический
случай, связанный с контролерами... Сталкер расследует эти дела и
постепенно подбирается к главной тайне, связанной с О-сознанием. То
есть получается такой своеобразный «Детектив Зоны», сборник, в котором
сталкер-сыщик действует не кулаками и пистолетом, а умом.
Вопросы Алексею Боблу:
--
Алексей, день добрый! Начнем с начала. Как давно ты пишешь? Насколько
легко было пробиться с романом в «раскрученную» серию к крупному
издателю?
А. Бобл: - Первый рассказ написал в 2007, до этого были попытки, но я слишком
критично отношусь к тому, что пишу. Было понятно, что помимо таланта
(про который я тоже не знал, есть он у меня или нет) необходим опыт,
умения, и нужно где-то эти умения почерпнуть. Так я попал на сайт
Мошкова «САМИЗДАТ» и стал участвовать в конкурсах фантастических
рассказов.
В
серию, на мой взгляд, не нужно пробиваться, ведь любой автор, будь он
начинающий или опытный, с именем, придумав интересный сюжет, владея
литературным языком, жизненным опытом и терпением, сможет попасть в
любую серию. Это первый опыт для меня, очень благодарен Андрею
Левицкому, с ним интересно сотрудничать, для себя я почерпнул много
нового в методах создания произведения, работы над текстом, над
образами главных героев.
-- Что подвигло тебя написать именно для «сталкерской» серии?
А. Бобл:
- Я долго приглядывался к книгам по серии, думая: по игре вряд ли
что-то стоящее могут написать. Но – когда купил и прочел, меня увлек
мир Зоны, я купил игру и еще несколько книг, еще походил по интернету,
обнаружил много интересной информации. И в апреле 2008 года у меня
возникла идея написать роман.
-- Почему ты решил написать именно о военных сталкерах?
А. Бобл:
- Хотелось сделать книгу отличной от уже вышедших. Поэтому, когда
изучил персонажей игры, решил сделать главными героями военных
сталкеров. Ведь в книгах практически не раскрыты моменты жизни военных
в Зоне отчуждения.
-- Можно узнать о твоем военном прошлом? Или это военная тайна?))
А. Бобл: - Военное прошлое – громко сказано.
Я служил в 51 гв. ПДП срочную службу. Мне повезло с командирами (я до
сих пор общаюсь с офицерами и однополчанами, встречаюсь, как-то
стараюсь помочь родной воинской части, если предоставляется такая
возможность). Я благодарен за науку своим командирам, удачи и здоровья
им.
--
Что ты почувствовал, когда увидел свою книгу в печатном варианте?
Каково это – видеть свой роман на прилавках магазинов и слушать
(читать) отзывы о нем?
А. Бобл:
- Работа над книгой (меня) сильно вымотала. Честно, я даже не думал,
что это так тяжело. Хотя, сравнивать особо не с чем… Но восторг
испытал, когда взял в руки сигнальный экземпляр.
Что
касается отзывов, участвуя в конкурсах на «САМИЗДАТЕ», я морально
подготовился к критике. Хорошо, когда критика имеет под собой почву.
Положительные отзывы всегда радуют, негативные (если обоснованы) –
помогают в дальнейшей работе над книгами, учесть ошибки и сделать текст
лучше.
-- Чувствуешь ли ты себя знаменитым? Приходят ли предложения о написании новых книг от издателей?
А. Бобл: - Знаменитым не чувствую. Предложений пока нет.
--
Будешь продолжать писать дальше? Увидим ли мы твое имя в сталкерской
серии снова? Если да – то о чем и о ком будут новые книги?
А. Бобл:
- Да, надеюсь, что осенью выйдет роман под названием «Пуля-квант». В
книге будет новый главный герой, а также множество из «Воинов Зоны» и
некоторых других романов. Отчасти некоторые события романа будут
пересекаться с книгой «Воины Зоны».
--
В сети очень много замечаний насчет скомканости финала «Воинов Зоны».
Тебе не хватило времени, мастерства или каких-то других факторов, чтобы
выдержать концовку на общем уровне произведения?
А. Бобл:
- Я не считаю концовку скомканной, финал динамичный, но он таким был
задуман изначально. Весь роман такой. А вот на счет сроков, вы правы,
тут пришлось попотеть, наверное, поэтому я ощущал себя таким уставшим
после окончания работы.
Вопросы обоим авторам:
--
Романы серии сталкер вызывают большое количество комментариев на многих
сайтах. Следите ли вы за ними? Какого Вы о них мнения?
А.Левицкий:
- Я дважды пытался читать комментарии, один раз примерно спустя месяц
после выхода «Выбора оружия», второй — через месяц после выхода «Сердца
Зоны».
Честно скажу: такого потока противоречивых глупостей за один раз мне не
попадалось на глаза даже когда я зачем-то заглянул в библиотеку
«фэнзин», печально знаменитую особо выдающимся идиотизмом многих своих
комментаторов. Помнится, один комментатор возмущался, что ВЗ
начинаются с Чернобыля, а ведь тот даже не входит в Зону отчуждения!
Интересно, где этот человек живет, наверное, на Марсе? Может, в их
марсианскую Зону Чернобыль и не входит, а у нас на Земле — входит.
Другие кричали что-то про то, что по Зоне невозможно ездить на машине,
почему Химик с Пригоршней раскатывают на вездеходе? А ведь на самом
деле «S.T.A.L.K.E.R.» и начинался с того, что по Зоне можно было
ездить, насколько знаю, сделали даже модели машин, возможность
передвигаться не только пешком была вставлена в программный движок...
потом от этой концепции по разным причинам отказались, я же просто
вернулся к ней в романе. То есть эти так называемые «фанаты» не знают
историю игры, от которой фанатеют, не разбираются в материале. Еще
кто-то доказывал, что в Зоне вообще нет места для перемещения на
машине, мол, Зона слишком мала. Любопытно, этот молодой человек
когда-нибудь в Зоне бывал? Вот я — бывал. И места там хоть отбавляй, а
игровая Зона еще и гораздо больше реальной, так как иногда расширяется
из-за выбросов. Больше я отзывы не читаю, даже когда соавторы присылают
ссылки на некоторые особо выдающиеся перлы, и по ним редко хожу.
-- Как Вы считаете, нужно ли писателю обращать внимание на комментарии?
А.Левицкий:
- Ни в коем случае. Писатель, следящий за отзывами, волей-неволей
пытается подстроиться под них, под вкусы читателей. Но это, во-первых,
невозможно (например, как-то я за пять минут прочитал три таких отзыва
про ВО:
роман слишком далек от игры, мне это не понравилось; роман слишком
близок к игре, мне это не понравилось; роман слишком близок к игре, мне
понравилось). Во-вторых, писатель — не проститутка, он должен писать
только сообразуясь со своим вкусом, а не подстраиваться под клиентов.
Нельзя подлизываться к читателям, пытаться угодить им, даже в такой
сугубо развлекательной литературе. Прислушиваться стоит только к мнению
квалифицированных профессиональных лит-критиков.
--
Почему в интернете можно найти две разные обложки к роману «Воины
Зоны», на одной стоит два имени, на другой только имя А. Бобла? Фэйк?
А.Бобл: - На своей страничке на СИ (сетевой ресурс «СамИздат», http://zhurnal.lib.ru – прим.),
я комментировал этот факт. Когда появился рисунок обложки, то я вывесил
его в интернете, а фанаты уже изготовили обложку, самостоятельно
прописав два имени. Андрей Левицкий полноправный соавтор романа «Воины
Зоны», о чем и сказано в авторской благодарности.
-- Вы читаете другие книги серии? Какого о них мнения?
А.Бобл:
- Читаю, что-то нравится, что-то не очень. У каждого автора свой взгляд
на Зону – это несомненный плюс для серии, т.к. охватывает большую
группу читателей, появляются новые поклонники.
А.Левицкий: - Некорректно высказываться про другие книги в серии, для которой сам пишешь. Но мне понравился «Дезертир».
-- Какие писатели или книги оказали на вас наибольшее влияние? Что вообще вы предпочитаете читать?
А.Левицкий:
- Фантастику сейчас читаю мало, больше нравятся какие-то
научно-популярные или специальные книги. Трудно припомнить всех, кто
оказал влияние, сходу в голову приходят... Ну, к примеру. «Убить
пересмешника», «Записки Пиквикского клуба», рассказы О Генри, трилогия
«Освободитель» Рэя Олдриджа, некоторые вещи Джека Лондона, некоторые
романы Стругатских, Грэма Грина, сказки Гофмана, и очень много из
Станислава Лема.
А.Бобл:
- В юношестве: Стругатские, Шекли, Гамильтон – список длинный. Сейчас я
очень мало читаю. Работа и семья занимают много времени.
-- Что бы вы пожелали читателям и геймерам?
А.Левицкий: - Побольше бывать на свежем воздухе и не портить себе зрение.
А. Бобл: - Хорошего настроения, побольше радостных моментов и удачи во всем!
-- Спасибо за ответы, творческих удач вам обоим!
27.05.09 Автор: Юрий Бесараб Источник: litstalker.com
|